Виды и конструкции каркасов

Категория: Стройка

В связевом каркасе для объединения отдельных элементов в жесткое пространственное каркасное сооружение устраивают связи: вертикальные, между колоннами и фермами, горизонтальные в уровне перекрытий, по нижним и верхним поясам ферм, кроме того, предусмат­ривают связи по фона­рям. В од­ноэтажных каркасных зданиях функции гори­зонтальных связей могут выполнять покрытия, в многоэтажных — пере­крытия из жестких желе­зобетонных элементов.

При больших рассто­яниях между колоннами и ригелями для поддер­жания стен (если они навесные), переплетов остекления, а также для выполнения связевых функций применяют вспо­могательный каркас, ко­торый называют фахвер­ком. В част­ности, фахверки устраи­вают в торцовых стенах большепролетных зданий, где, как правило, не бывает колонн каркаса, или когда рас­стояние между ними велико.

Конструктивная схема здания может быть с полным и неполным каркасом. В схеме с полным каркасом наружные стены — самонесущие (прислонные) или навесные по несущим колоннам, а в схеме с неполным кар­касом колонны по периметру здания отсутствуют, вме­сто них устраивают несущие стены.

Каркас может быть выполнен из дерева, металла и железобетона.

Наиболее распространены железобетонные и стальные каркасы.

Форма и размеры колонн, ригелей и несущих элементов покрытий и перекрытий, применяемых в каркасах зданий и сооружений, определяются характером и ве­личиной нагрузок на каркас (например, в гражданских зданиях это в основном вес людей, мебели и т. д., в про­мышленных — вес размещаемого на этажах оборудова­ния, материалов, транспортно-подъемных механизмов, вибрирующих установок), размерами пролетов ригелей, высотой колонн, видом используемого материала и при­нятого способа производства работ.

Каркасы бывают сборными (дерево, металл, железобетон), монолитными (железобетон) и комбинирован­ными (сборно-монолитными из различных сочетаний материалов). Каркасы промышленных и гражданских зданий в настоящее время выполняют главным образом из типовых элементов. Сборный многоэтажный каркас состоит из отдельных элементов, изготовляемых на за­водах. Такое членение вызвано удобством их изготовле­ния и простотой транспортировки и монтажа, либо дик­туется желанием расположить стыки в местах с наи­меньшими изгибающими моментами, что упрощает кон­струкцию стыков, хотя и усложняет форму сборных элементов. При необходимости на строительных пло­щадках часть элементов каркаса собирают в укрупненные монтажные блоки, которые подают к месту монта­жа кранами большой грузоподъемности.

Каркас состоит из колонн, главных балок (ригелей), второстепенных балок (прогонов) и связей. Каркасы в вертикальном разрезе бывают одно- и многоэтажными, а по горизонтали одно-, двух-и много про летными.

По характеру восприятия нагрузок конструктивные схемы каркасов бывают рамными, связевыми и рамно-сзязевыми. Рамный каркас составлен из стоек и риге­лей, соединенных между собой жесткими узлами. Свя-зевой каркас имеет нежесткие узлы и поэтому для вос­приятия горизонтальных нагрузок снабжен дополни­тельными связями. При этом получают упрощенные решения узлов. Рамно-связевой каркас предусматривает размещение в одном направлении рам, в другом — свя­зей. Рамная конструктивная схема обеспечивает свобо­ду планировки помещений в пределах этажей, но ввиду; того, что по этой схеме рамы воспринимают не только вертикальные, но и горизонтальные нагрузки, сечения колонн и ригелей получаются большими, чем при связе-вой схеме.

Похожие статьи

Заказать звонок

Заполните форму и мы в ближайшее время свяжется с вами!

×